Уварова Лада, президент БФ "Дети ждут": "Много раз в своей работе мы сталкивались с отсутствием восторга по поводу устройства детей со стороны сиротских учреждений.
Одна из причин очевидна: раздашь «контингент» - закроют.
А зарплаты в этой сфере хорошие.
В СПб, да и в многих других регионах, подход к вопросу линейный, так и хочется сказать «нету ножек, нет и мультиков», так как, порой, только черный юмор выручает.
А, если без шуточек, то «нет детей, нет финансирования». Оно же подушевое.
И административной воли нет на семейное устройство. Так как иначе комплектовали бы тех, кто хорошо устраивает, у кого дети не сидят годами под всякими благовидными предлогами. У кого мало возвратов, так как детей хорошо готовят к семейной жизни, а не подзуживают «ты посмотри, какие у нас условия…а что может дать семья?» И кто хорошо и много работает с семьей, так, чтобы детей не возвращали.
Но есть гораздо более глубокая причина этой проблемы. То, что сотрудники системы в подавляющем большинстве, действительно полагают, что никакой драмы нет в том, что дети живут в детском доме. В детском доме отличная база кружков и студий, прекрасные специалисты, прекрасные игровые и досуговые зоны, движуха и карнавал каждый день: то роллы катаем, то пиццу печем, то на выставку роботов по вип-проходкам, то на выпускной в королевских платьях и в королевских интерьерах…ну а на выходные тетя заберет. И всем хорошо: и тете, и детскому дому, но, главное – детям.
Дети и не хотят уже ни в какую семью – им же все показали и рассказали – так легко и весело, а потом еще льготы и жилье дадут… а еще по выходным семейные ценности и настоящая родственная любовь…а что тетя не забирает – так квартира маленькая и работы много. Тяжело детей тянуть. А пойдешь в какую-то чужую семью - начнут напрягать, да и моря на все лето не будет...а , может, еще не сложится, вернут...вон, Васю - вернули!
И искренне не видят взрослые, организовавшие такую жизнь для детей, какая впереди бездна.
А мы, люди, работающие с последствиями депривации, видим. Вот прямо в приюте своем «Мама рядом», в котором живут матери-одиночки с малыми детьми, выпускницы сиротских учреждений, видим.
И вот, что нам очевидно: дети, выросшие в карнавальном ДД с визитами родственников по выходным, не имеют никакого реально представления о жизни, которая наступает по окончанию этой фейерии. О жизни, которой живут обычные люди, а не спец-воспитанники искусственных золотых клеток. А по выходу из клетки ждет их обычная жизнь, и это шок, не взирая на экскурсию на завод Кока-Кола с целью социальной адаптации. А программа у выпускников, за редким исключением, одна: я – сирота, мне полагается. С какого примера должны они слепить свою жизнь?
С примера тети, которая их любила, но только по выходным, так как по будням уже было сложно? Ну так они и лепят: это же нормально, чтобы твои любимые дети жили в детском доме.. Вот так она и выглядит – любовь. Сложно, трудно – отдай ребенка, облегчи себе жизнь. Так ведь делала любимая тетя. С этого начинается вторичное сиротство. Сироты рожают новых сирот.
И люди внутри системы этого НЕ ВИДЯТ. Говорят: у ребенка есть значимый взрослый, воспитатель. Ребенок поэтому не хочет идти в семью. А мы должны учитывать его мнение. Ах, как гладко…заслушаешься. А почему вы, дорогие мои, не готовите ребенка к семье? Почему значимый взрослый не объясняет ему необходимость мамы и папы? Почему Вы с готовностью берете с одиннадцатилетки отказ от семейного устройства? Вы хоть отдаете себе отчет в том, что Вы, взрослые, приличные, образованные люди творите с его жизнью? Какое будущее Вы ему готовите? Любите детей, как родных, горите на работе? Так забирайте их к себе домой, так как наши родные дети – у нас дома.
А если этот постулат не очевиден, так речь должна идти о профессиональной непригодности.
P.S. Да. Семейное устройство – всегда риск. Будешь устраивать, будут возвраты. По нашей статистике – 7 процентов возвращают. Семипроцентный риск. А по статистике выпускников – 90 процентный риск жуткого неблагополучия. 7 против 90. "